A. ОСНОВЫ
КОМПЕТЕНЦИЯ 1: ОПИРАЕТСЯ В РАБОТЕ НА ЭТИКУ
Определение: Понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга.
ПРИЗНАЕТ, ЧТО КЛИЕНТЫ ОТВЕЧАЮТ ЗА СВОЙ ВЫБОР.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: РАЗВИВАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ ОТКРЫТЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ГИБКИЙ И ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА КЛИЕНТА ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ.
КОМПЕТЕНЦИЯ 2: ВОПЛОЩАЕТ КОУЧИНГОВЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
B. СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
КОМПЕТЕНЦИЯ 3: СОЗДАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ СОГЛАШЕНИЯ
Определение: Выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга.
КОМПЕТЕНЦИЯ 4: ПОСТОЯННО РАЗВИВАЕТ ДОВЕРИЕ И ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
КОМПЕТЕНЦИЯ 5: СОХРАНЯЕТ ПРИСУТСТВИЕ
КОМПЕТЕНЦИЯ 6: АКТИВНО СЛУШАЕТ
C. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ 7: ПРОБУЖДАЕТ ОСОЗНАННОСТЬ
D. СОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
КОМПЕТЕНЦИЯ 8: СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ КЛИЕНТА
Определение: В партнерстве с клиентом трансформирует знания и озарения (инсайты) в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе.
КОМПЕТЕНЦИЯ 1: ОПИРАЕТСЯ В РАБОТЕ НА ЭТИКУ
Знание Этического кодекса ICF и его применение является обязательным требованием для всех уровней коучинга. Кандидат, соответствующий уровню PCC, демонстрирует, что его поведение в коучинговом процессе соответствует Этическому кодексу ICF и он стабильно пребывает в роли коуча.
КОМПЕТЕНЦИЯ 2: ВОПЛОЩАЕТ КОУЧИНГОВЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
Воплощение коучингового образа мышления, открытого, любознательного, гибкого и ориентированного на клиента, — это процесс, требующий постоянного обучения и развития, ведения рефлексивной практики и подготовки к сессиям. Эти элементы проявляются на протяжении всего профессионального пути коуча и их нельзя в полной мере уловить в отдельный момент времени. Тем не менее, некоторые элементы этой компетенции могут быть продемонстрированы в рамках коучинговой беседы. Эти конкретные проявления поведения отражены и оцениваются в следующих маркерах PCC: 4.1, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.5, 7.1, и 7.5. Как и в других Компетенциях, коуч должен продемонстрировать минимальное количество этих маркеров, чтобы пройти ассесмент на уровень PCC. Все элементы этой компетенции также будут оценены во время письменного тестирования на сертификацию ICF (Coach Knowledge Assessment (CKA).
КОМПЕТЕНЦИЯ 3: СОЗДАЕТИ ПОДДЕРЖИВАЕТ СОГЛАШЕНИЯ
3.1 Коуч в партнерстве с клиентом выявляет или уточняет, что клиент хочет достичь в этой сессии.
3.2 Коучвпартнерствесклиентомвыявляетилиуточняеткритерий(ии) измерения успешного результата этой сессии.
3.3 Коучспрашиваетилиисследует,чтоважноилиимеетглубокийсмыслдля клиента в том, чего он хочет достичь в ходе этой сессии.
3.4 Коуч и клиент в партнерстве определяют, что, по мнению клиента, нужно рассмотреть, чтобы клиент достиг желаемого результата этой сессии.
КОМПЕТЕНЦИЯ 4: ПОСТОЯННО РАЗВИВАЕТ ДОВЕРИЕ И ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Коуч признает и уважает уникальные таланты клиента, его озарения(инсайты) и работу в коучинговом процессе.
4.2 Коуч выражает поддержку, сочувствие или проявляет заботу о клиенте
4.3 Коуч признает и поддерживает выражение клиентом его чувств, взглядов, опасений, убеждений или предположений.
4.4 Коуч поддерживает партнерство с клиентом, приглашая его откликаться на вклад коуча любым образом, и принимает отклик клиента.
КОМПЕТЕНЦИЯ 5: СОХРАНЯЕТ ПРИСУТСТВИЕ
5.1 Коуч действует, основываясь на целостности личности клиента (Кто).
5.2 Коучдействует,основываясьнатом,чтоклиентхочетдостичьвходесессии. (Что).
5.3 Коучнаходитсявпартнерствесклиентом,поддерживаявыбортого,что произойдет на коуч-сессии.
5.4 Коуч проявляет любопытство, чтобы узнать больше о клиенте.
5.5 Коучдаетпространстводлятишины,паузирефлексии.
КОМПЕТЕНЦИЯ 6: АКТИВНО СЛУШАЕТ
6.1 Коуч формулирует свои вопросы и наблюдения индивидуально, опираясь на то, что он узнал о клиенте или о его ситуации.
6.2 Коуч уточняет или исследует слова, которые использует клиент.
6.3 Коуч уточняет или исследует эмоции клиента.
6.4 Коуч исследует изменения энергии клиента, невербальные или другие проявления клиента.
6.5 Коуч уточняет или исследует, как клиент воспринимает себя или свой мир в настоящий момент.
6.6 Коуч дает возможность клиенту договорить, не перебивая, кроме тех случаев, когда коуч делает это намеренно.
6.7 Коуч лаконично возвращает или суммирует сказанное клиентом, чтобы обеспечить для клиента ясность и понимание.
КОМПЕТЕНЦИЯ 7: ПРОБУЖДАЕТ ОСОЗНАННОСТЬ
7.1 Коуч задает вопросы о клиенте, например о его текущем способе мышления, чувствах, ценностях, потребностях, желаниях, убеждениях или поведении.
7.2 Коуч задает вопросы, чтобы помочь клиенту вывести исследование за пределы текущих мыслей или чувств в направлении новых или расширенных способов восприятия себя (Кто).
7.3 Коуч задает вопросы, которые помогают вывести исследование за пределы текущих мыслей или чувств в направлении новых или расширенных способов восприятия текущей ситуации (Что).
7.4 Коуч задает вопросы, чтобы помочь клиенту вывести исследование за пределы его текущего мышления, восприятия или поведения в направлении желаемого для клиента результата.
7.5 Коуч без ощущения собственной правоты делится наблюдениями, интуицией, комментариями, мыслями или чувствами, и приглашает клиента к исследованию вербально или интонационно.
7.6 Коуч задает ясные, прямые преимущественно открытые вопросы, по одному за один раз, в темпе, который позволяет клиенту думать, чувствовать или рассуждать.
7.7 Коуч использует в основном ясный и лаконичный язык.
7.8 Коуч дает клиенту возможность говорить большую часть времени.
КОМПЕТЕНЦИЯ 8: СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ КЛИЕНТА
8.1 Коуч приглашает клиента или предоставляет ему возможность исследовать прогресс по направлению к тому, что клиент хотел достичь в этой сессии.
8.2 Коуч приглашает клиента сформулировать или исследовать то, что тот узнал в сессии о себе (Кто).
8.3 Коуч приглашает клиента сформулировать или исследовать то, что тот узнал в сессии о своей ситуации (Что).
8.4 Коуч приглашает клиента рассмотреть, как тот будет использовать новое знание, полученное в коуч-сессии.
8.5 Коуч выступает партнером клиента, чтобы продумать, о чем клиент будет размышлять, рефлексировать или что будет делать после сессии.
8.6 Коуч в партнерстве с клиентом рассматривает, как двигаться вперед, включая ресурсы, поддержку или потенциальные барьеры.
8.7 Коуч в партнерстве с клиентом разрабатывает наилучшие методы ответственности клиента перед самим собой.
8.8 Коуч отмечает прогресс клиента и то, чему он научился.
8.9 Коуч в партнерстве с клиентом договаривается, как клиент хочет завершить сессию.
Этический кодекс ICF состоит из пяти основных частей:
1. ВВЕДЕНИЕ
Этический кодекс ICF описывает ключевые ценности Международной федерации коучинга (Ключевые ценности ICF), этические принципы и стандарты поведения, которым следуют все Профессионалы ICF (см. определения). Необходимость следования этим этическим стандартам ICF закреплена в первой из Ключевых компетенций ICF (Ключевые компетенции ICF, п.1), и звучит следующим образом: [коуч] «опирается в работе на этику: понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга»
Этический кодекс ICF поддерживает репутацию ICF и чистоту профессии коуча по всему миру:
Этический кодекс ICF применяется в любом имеющем отношение к коучингу взаимодействии, когда Профессионалы ICF представляют себя таковыми. Кодекс действует независимо от того, были ли установлены коучинговые взаимоотношения (см. определения). Кодекс описывает этическую ответственность профессионалов ICF, выступающих в различных ролях: коуча, коучингового супервизора, ментора-коуча, тренера или участника программы подготовки коучей, лидера-волонтера ICF, равно как и поддерживающего персонала (см. определения).
Хотя процесс рассмотрения жалоб на неэтичное поведение (ECR) и Клятва относятся только к профессионалам ICF, сотрудники ICF также принимают на себя обязательство в своих действиях следовать принципам этики и ключевым ценностям, лежащим в основе Этического кодекса ICF.
Сложность работы в рамках этики означает, что члены ICF неизбежно столкнутся с ситуациями, требующими ответа на неожиданные вопросы, разрешения дилемм и решения проблем. Задача данного Этического кодекса – помочь лицам, к которым этот кодекс применим, обращая их внимание на множество аспектов этики, которые следует учитывать, и определяя альтернативные взгляды на этичное поведение.
Профессионалы ICF, следующие Этическому кодексу, придерживаются этики, даже если это предполагает принятие сложных решений или проявление смелости.
2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3. КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Этический кодекс ICF основан на Ключевых ценностях ICF и на вытекающих из них действиях. Все ценности одинаково важны и поддерживают одна другую. Эти ценности являются ориентиром и должны быть использованы как подход для понимания и трактовки стандартов. От каждого Профессионала ICF ожидается демонстрация и распространение этих Ценностей при каждом его взаимодействии.
4. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
Следующие этические стандарты применимы ко всем профессиональным действиям Профессионала ICF:
Раздел I – Ответственность перед клиентами
Как Профессионал ICF я:
Раздел II – Ответственность перед практикой и деятельностью
Как Профессионал ICF я:
Раздел III – ответственность перед профессией
Как Профессионал ICF я:
Раздел IV – ответственность перед обществом
Как Профессионал ICF я:
5. ЭТИЧЕСКАЯ КЛЯТВА ПРОФЕССИОНАЛА ICF:
Как Профессионал ICF, в соответствии со Стандартами Этического кодекса ICF, я признаю и соглашаюсь соблюдать свои этические и юридические обязательства перед своими коучинговыми клиентами, спонсорами, коллегами и обществом в целом.
Если я нарушу любую из частей Этического кодекса ICF, я соглашаюсь с тем, что ICF по своему усмотрению может привлечь меня к ответственности за мои действия. Также я соглашаюсь с тем, что моя ответственность перед ICF за любые нарушения может включать такие меры как обязательное дополнительное обучение навыкам коучинга или другое обучение, лишение членства ICF и/или моей Сертификации ICF.
Подготовка к экзамену и подача заявки на сертификацию.
Понадобится платный высокоскоростной надёжный VPN с функцией выбора сервера. В бесплатных VPN всё это отсутствует. Платных VPN много на рынке, выбор на усмотрение. Я использовал AdGuard.
Теперь при включённом VPN нужно заменить адрес в личном кабинете ICF на любой заграничный, на котором могут принять почту для вас - ICF после сдачи сертификационного экзамена направляет почтой поздравление, значок и возможно что-то ещё. В VPN нужно выбрать сервер той страны, в которую вы "переезжаете". Все операции с личным кабинетом на сайте ICF нужно делать только через включённый VPN с этого момента.
Фамилию и имя в кабинете ICF должна быть указана именно так, как в загранпаспорте. Я использовал его при верификации личности перед экзаменом. Загранпаспорт - самый оптимальный документ среди тех, которые PearsonVUE разрешает использовать. Он должен быть действующим.
Если есть расхождения - данные меняются только через обращение в поддержку ICF. При расхождении написания вас не допустят до экзамена на этапе допуска. Лучше всего это делать до подачи заявки на сертификацию, иначе замена данных займёт больше времени. У меня была такая ошибка, процесс замены данных занял около 3 недель - я заметил её только после одобрения заявки и её передачи в PearsonVUE.
Рекомендую указывать электронную почту от gmail как контактную - письма от PearsonVUE на почтовый ящик mail.ru просто не проходили.
Сейчас возможны 2 варианта оплаты взноса:
Первый - использовать одноразовые виртуальные банковские карты с возможностью пополнения криптовалютой.
Второй - воспользоваться помощью коллег, которые имеют карты в зарубежных банках. 1 способ сложнее технически, потребует времени, чтобы в нём разобраться, но средства приходят быстрее при более низких комиссиях. Я использовал оба способа. Комиссия Золотой Короны при переводе денег для оплаты составила около 6000 рублей. При использовании криптовалюты - чуть меньше 1000 рублей. Сервисы cryptopay, paywithmoon и аналогичные им могут создавать такие банковские карты. Какой выберете вы - зависит уже от вас. Мой выбор - paywithmoon.
После одобрения заявки вы получаете приглашение на указанную электронную почту. Там же будет и руководство от PearsonVUE с актуальными правилами прохождения тестирования. С этого этапа все действия делаем только с включённым VPN, в котором выбран сервер той страны, в которой мы находимся для ICF. Также на компьютере меняем часовой пояс того места, в котором виртуально находимся. Часовой пояс - косвенный признак, по которому можно определить наличие VPN.
После переходе по ссылке мы можем пройти демо-версию теста и запланировать время и дату экзамена.
При прохождении демо-версии теста предлагается скачать программу, которая вначале проверит работоспособность динамиков, микрофона, веб-камеры, скорость вашего интернета, запущенные приложения.Возможно, попросит закрыть некоторые из них. После этого запустит интерфейс теста, чтобы вы смогли с ним познакомиться. Тестовая среда блокирует запуск абсолютно любого приложения, поэтому переводчиком нельзя будет воспользоваться в процессе. Я сдавал экзамен на английском языке.
Я могу разговаривать по-английски на множество тем, свободно понимаю английский и пишу на нём без использования переводчика. В экзаменационных вопросах довольно понятный язык, там нет жаргонизмов и каких-либо сложных фраз.
Запускать тестовую среду нужно с правами администратора, если вы используете компьютер с операционной системой Windows. Без них она работает некорректно. Я это выяснил после 30 минут общения с техподдержкой, когда она отказывалась открывать тест после успешной проверки моего компьютера.
Сейчас установлен временной лимит на прохождение экзамена, который отсчитывается с момента одобрения заявки. При планировании времени и даты экзамена вы не сможете запланировать сдачу в более поздний срок. Поэтому здесь сложностей быть не должно.
Допуск на экзамен.
Проверка аппаратных требований пройдена, теперь самый ответственный этап - допуск на экзамен.
С помощью смартфона вначале фотографируем загранпаспорт, затем делаем 4 фотографии(само рабочее место и вид сзади,пространство справа и слева от компьютера). Отправляем всё это и ждём разговора с проктором. Это наблюдатель от PearsonVUE, который будет контролировать все ваши действия в процессе экзамена.
Общение с проктором происходит только на английском языке посредством звонка через интернет. Проктор может задать вопрос о документах или обстановке в комнате, или попросить вас, например, закатать рукава, вывернуть карманы. Меня просили убрать из комнаты вешалку с одеждой, продемонстрировать, куда я убрал смартфон после отправки фотографий документов и комнаты, и показать через веб-камеру всю комнату.
Правила прохождения тестирования.
Они строгие, за их несоблюдение вас могут снять с экзамена.
При онлайн-тестировании вы должны находиться в отдельной комнате совершенно одни в поле видимости веб-камеры. Глаза смотрят только в монитор. Перемещение и закрытие объектива веб-камеры запрещено. Общение разрешено только с проктором. После начала экзамена никто не может войти к вам в комнату и прерывать вас каким угодно образом, поэтому важно выбрать для сдачи экзамена уединённое и тихое место с быстрым и устойчиво работающим интернетом.
Запрещено громко читать вопросы, прикрывать рот и лицо и пропадать из поля зрения веб-камеры.
Прохождение тестирования возможно только с использованием ноутбука или стационарного компьютера с 1 монитором.
Личные вещи нужно убрать в ящики стола или другие места. Смартфон после процедуры верификации должен быть поставлен на беззвучный режим и также убран. Использование гарнитуры или наушников возможно по согласованию с PearsonVUE, полученному до экзамена.
Прерывания во время экзамена не допускаются по любым причинам. Сейчас появился 5минутный перерыв после 2х часов времени, и затем экзамен продолжается до конца отведённого времени.
Вопросы.
Примеры вопросов экзамена от ICF Global отлично иллюстрируют логику экзамена, но не показывают главного - новые вопросы теста в разы сложнее прежних. Продолжительность экзамена - 3 часа, если английский не родной язык - 4.
В СКА вопросы разделялись по блокам на проявление каждой компетенции, в новом экзамене каждая ситуация оценивается сразу по всем компетенциям коуча и ценностям ICF. Формулировки ответов несут сразу несколько смыслов, и поэтому гораздо сложнее выбрать правильный ответ.
Мои рекомендации, которые помогут сдать экзамен:
Коллеги, этот опыт получен за 3 попытки сдачи экзамена.
Благодаря ему ещё 1 человек стал PCC ICF с первого раза. Это произошло до написания этой статьи. Я очень рад тому, что через неё мой опыт поможет и вам успешно пройти столь сложное квалификационное испытание, которое является ступенькой на лестнице к вершинам мастерства в коучинге. Лёгкого экзамена и множества благодарных клиентов!
Никита Ахрестин, PCC ICF
2023 год